Previous Entry Share Next Entry
Обесцененные ценности
obrizan
Летом 2004 года близкий друг (Саша, привет!) пригласил сходить на вечернюю проповедь в зал царства Свидетелей Иеговы. Чем меня могло заинтересовать приглашение близкого друга сходить на вечернюю проповедь в зал царства Свидетелей Иеговы? Тем, что проповедник был из США, а американские проповедники рассказывают интересно, убедительно, да и хотелось послушать речь носителя второго родного языка. Проповедь заняла около 40-50 минут, я почти что ничего не помню, кроме названия: "Обесцененные ценности" и сути, отражающей это название. Смысл примерно следующий: Господь Бог создал заповеди, которые мы должны соблюдать. Некоторые люди принимают решение, что какие-то заповеди нужно соблюдать, а какие-то заповеди не нужно, и таким образом обесценивают заветы Бога.

И я запомнил такой жест проповедника: правой рукой он провел черту в воздухе параллельно земле на уровне головы и сказал: "Вот такими вас хочет видеть Бог". А левой рукой провел черту на уровне груди и сказал: "А вот такими вы хотите видеть сами себя. Вы обесценили ценности". Тогда мне это показалось просто забавным, не более того. Но спустя несколько лет я столкнулся с обесцененными ценностями в сфере образования.

Что является ценностью в образовании? Полученные знания. Что мы сейчас наблюдаем в вузе: студенты в одностороннем порядке понижают академические нормы. Сразу оговорю, что нормой я считаю отличное знание предмета: на 90-100 баллов. Кроме академических норм существуют еще профессиональные нормы на рынке труда, они конечно же выше академических норм, но т. к. они прямо пропорциональны, то занижая одну норму, понижается и другая.

Во времена эпохи Возрождения объемы знаний (а значит и нормы) повышались. Вспомните бессмертное у Исаака Ньютона: “Если я и видел дальше, то только потому что стоял на плечах гигантов”. Здесь имеется в виду, что на основании знаний предыдущих поколений удалось получить новое знание, передать его потомкам. Сейчас же происходит обратный процесс: некоторые студенты самостоятельно понижают норму знания до посредственного уровня. Некоторые студенты пытаются просто сдавать предмет вовремя, на "абы как". Связано это с тем, что сессия спланирована заранее, время ограничено, да и знания — не ахти какая ценность. И если до экзамена осталась одна ночь, и дату экзамена передвинуть невозможно, то оставшийся свободный параметр — это качество (объем) знания. Разумеется, что такие знания вылетят из головы быстрее, чем преподаватель успеет закрыть зачетку после экзамена.

Можно выделить несколько характерных порогов:

— 60 баллов — проходной балл, меньше нельзя, уже будет "двойка" и не переведут в следующий семестр;
— 75 баллов — средний балл для получения стипендии.

Похожая ситуация возникает с предметами, на которых нет экзамена, а есть зачет — там достаточно получить "тройку", чтобы перевестись дальше.

И эта деградация наблюдается в каждом поколении студентов. В страшных снах мне видится, что в один момент знания студентов превратятся в материальную точку, а в следующий момент исчезнут вовсе.


  • 1
В чем проблема, если полученные баллы суммируются и отправляются в рейтинг? Ах, в том, что работодателям пофиг на этот самый рейтинг. А студенты, что естественно, понимают, что учатся они для получения работы, а не чтобы тебе было приятно.

То, что у работодателей такие низкие запросы, это уже отдельная тема для разговора. Бодишопы они такие.

Да, кстати, нормально ли это, если весь поток закрылся на 90-100 баллов? Не будет ли это тем самым обесцениванием оценки?

Edited at 2014-09-07 07:29 pm (UTC)

Максим, проблема не в суммировании балов, а в том, что знание — это не ценность, за которую студенты готовы бороться. Для некоторых ценность — это сдать сессию и перевестить (читай, еще полгода беззаботной жизни), получить стипендию (читай, краткосрочная денежная мотивация).

> То, что у работодателей такие низкие запросы, это уже отдельная тема для разговора.

У работодателей нормы выше, чем академические. Здесь ты что-то напутал. Отличник в университете — это далеко не отличник на собеседовании.

> Да, кстати, нормально ли это, если весь поток закрылся на 90-100 баллов? Не будет ли это тем самым обесцениванием оценки?

Если весь поток закроется на 90-100 баллов, то это просто будет какое-то счастье. Речь же не о том, что всем поставили на шару, а о том, что все выучили на "отлично".

> знание — это не ценность

> У работодателей нормы выше, чем академические

Вот тут нужно уточнить. Знание - ценность. И студенты за эту ценность борятся. Другое дело, что эти знания вполне конкретные и не совпадают с программой в университете.

Давай будем реалистами: в большинстве бодишопов на большинстве позиций совершенно не нужны знания из университета. Знания нужны, но совершенно другие и вполне приземленные.
А вот продуктовики чаще всего очень рады университетскому образованию и там они нужны. Как пример - Samsung R&D. Но бодишопов то намного больше, вот и ценности они навязывают свои.

> Отличник в университете — это далеко не отличник на собеседовании.
Это вот доказательство моего предыдущего абзаца.

Но в итоге то ведь все диктует рынок. Так что пока в Украине и в частности в Харькове мало r&d, университеты будут вынуждены подстраиваться под требования бодишопов, ну либо плакать, что студентам все пофиг.
У студентов нет выбора - нужно с чего то жить.

В общем суть дела в том, что рынок и университеты живут в разных измерениях.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account