Previous Entry Share Next Entry
Есть ли жизнь после защиты диплома?
obrizan
Иногда общаюсь со студентами на тему процесса дипломирования и его результатов. Удивлен аргументацией в пользу того, что этот процесс нужно спускать на тормозах. Например, можно услышать подобное: "Зачем напрягаться, если другие копипастят и получают хорошие оценки?" или "Та все равно этот диплом никто читать не будет". Или даже крамолу "10 минут позора — и ты инженер". Давайте рассмотрим эти аргументы по порядку.

Зачем напрягаться

Для "молодого специалиста" (термин из трехстороннего договора о трудоустройстве, который заключается между "молодым специалистом", вузом и работодателем) совсем скоро после защиты станет приятной неожиданностью, что чтобы найти работу нужно будет взять и напрячься. Сидя дома на диване работа сама не найдется. Ознакомившись с вакансиями на рынке труда, "молодой специалист" опять столкнется с тем, что нужно напрячься, чтобы соответствовать базовым требованиям работодателя, иначе будет выглядеть идиотом на собеседовании. Т. е. нужно прочитать книжки, ну или хотя бы Википедию. "Чем отличается абстрактный класс от интерфейса?" — спросил работодатель. "Валит, сука!" — подумал соискатель.

А еще очень часто в вакансиях выдвигаются требования к опыту работы. У "молодого специалиста" в голове просто не укладывается: "Как так, я же пять лет не напрягался, откуда у меня опыт работы? Да и откуда он возьмется сейчас, если я не хочу напрягаться?". По мнению "молодого специалиста" опыт работы у него должен появиться из воздуха, сам собой, не напрягаясь.

Но самым большим разочарованием "молодого специалиста" станет то, что даже после трудоустройства стажером или младшим специалистом его мучения не закончатся. Выключите свет, накройтесь одеялом и сядьте поближе к монитору — сейчас раскрою самую страшную тайну: на работе тоже нужно напрягаться. Там все по-взрослому: акционеры (те, кто вложили в дело деньги) уполномочили директора привести бизнес к успеху (читай "заработать много денег"), а те в свою очередь определяют кадровую политику: брать нужно самых лучших, контролировать, спрашивать с них результат. Кому нужны безграмотные, которые не дают никакого результата и не напрягаются, чтобы его получить? Какой же тут успех бизнеса с такими сотрудниками?

Диплом никто читать не будет

А сам дипломник готов дать его кому-нибудь прочитать?

Как минимум, свой диплом "молодой специалист" должен прочитать сам: "Ну а не херню ли я тут написал"? Или проверить его на предмет орфографических ошибок.

Далее, диплом нужно дать прочитать своему непосредственному руководителю. Может кто не знает, но это прямая обязанность научного руководителя — прочитать работу, дать отзыв и поставить под этим дипломом свою подпись. Научный руководитель за это получает зарплату.

Еще диплом нужно дать прочитать человеку, который будет писать на него рецензию. Этот человек тоже получает за это зарплату.

Можно провести интересный эксперимент: дать почитать диплом другу, и ради здорового интереса попросить взамен почитать свой. Здесь как лакмусовой бумажкой можно будет определить тупого мудака. Тупой мудак отшучиваясь, под разными предлогами откажется показать свою работу. Оказывается, под стенаниями "диплом никто читать не будет", тупой мудак на самом деле ссыкливо прячет ничтожный результат своей подготовки. Адекватный же человек даст свою работу и любезно укажет на замечания к работе друга.

Конечно же не стоит ожидать, что за 15 минут, отведенных на защиту, члены ГЭК успеют вникнуть в суть диплома или хотя бы его прочитать. Но, поверьте, у них есть несколько других верных методов определить уровень подготовки "молодого специалиста".

10 минут позора — и ты инженер

Начнем с того, что с таким отношением к дипломированию после десяти минут позора получается хуй с горы, но никак не инженер. Пластиковый диплом — это не волшебная палочка, и он по взмаху не превращает вялый мужской половой орган в инженера.

А теперь самое главное. Действительно, саму пояснительную записку может быть никто читать не будет, и она вам больше никогда в жизни не пригодится. Единственное, что молодой специалист сможете забрать из универа — это инженерный метод решения поставленных задач. Задачи можно решать по разному. Можно абы как, а можно методично. Проследите по словарям этимологию слова "инженер" — оно происходит от латинских слов "гений", "изобретатель". Так вот об инженерном методе:


  1. Поставлена ли была задача исследования?

  2. Была ли проанализирована литература по предмету, учтен ли опыт предыдущих исследований?

  3. Разработана ли математическая модель?

  4. Проведены ли были численные эксперименты?

  5. Разработаны ли тесты для модели? Каково качество теста?

  6. Достоверные ли получились результаты?

  7. Какие выводы были сделаны?

Да и много вообще разных вопросов. По диплому сразу видно, задавался ли дипломник этими вопросами.

Как там у гуманитариев — не знаю, не видел. 

  • 1
все правильно, особенно если руководитель хочет читать и читает. или если ты как руководитель хочешь почитать, а к тебе приходят исключительно с просьбой - а сделайте нам за деньги

Срыв покровов.
Надо бы добавить, что сам факт абыкак законченного высшего образования не дает возможность нормально работать и толково зарабатывать. А то имхо большая часть абитуро-студентов догадывается об этом уже тщетно поискав работу после диплома.

(Deleted comment)
ну так надо было внимательнее выбирать руководителя

Эх, Вова, все секретики раскрыл. Это надо на первом курсе рассказывать, на пятом -уже поздно :-) мне кажется причина пофигизма в отсутствии изначальной мотивации - диплом писать должно быть ИНТЕРЕСНО, а не ради "корочки" или будущей высокой зарплаты.

Свои 5 копеек

Есть! Тема животрепещущая) Чувствуется небольшой батхерт (сарказм), но стиль подходящий и располагающий к дискуссии =) (не сарказм) Стоит, наверное, на первом курсе на лекции так изложить не особо стеняясь в выражениях.

Теперь по теме. Хоть лично я свой диплом написал сам и на отлично защитил, но его вообще "изобретательским" не считаю и немного расстраивает, что таки да, я - слегка "хуй с горы". Но до сих пор согласен с теми, кто говорит про "Члены ГЭК смотрят на тебя как на говно. 10 минут говном и ты - дипломированный специалист". А все потому, люди в основном идут на первую работу "лишь бы взяли" и нередко совершенно не по тому направлению по которому учились. Это чаще из-за того, что мозги человеку просто не включил никто вовремя, либо он к курсу где-то четвертому понимает, что IT - это не его, хотя есть еще случаи, когда просто в конце второго курса человек при выборе профиля, не понимает все еще чего хочет и идет по пути наименьшего сопротивления - где будет "проще". Как верно было замечено, на саму дипломную работу большинство работодателей ложили большой и толстый, потому как самого работодателя не интересует как ты проработал литературу по предмету и учел опыт предыдущих поколений. Первая работа для большинства выпускников выглядит как "бери побольше - неси подальше" только в сфере IT, потом через годик-другой получается такой себе "человек-оркестр" и человек начинает понимать все же чего он хочет, как и случилось со мной к примеру. Тем не менее, хоть и моя работа не чисто айтишная, а в последнее время даже как-то бумажно-бюрократическая, но она мне нравится и дала довольно приличное разностороннее развитие, но я понял что хочется уйти все же в разработку.
Незадолго до окончания универа, послушав рассказы выпускников об их "скитаниях" человек начинает понимать, что то что будет распечатано на первом этаже возле ИВЦ в киоске и подшито в красивую книжечку никому не интересно кроме как (и то не факт) его научному руководителю, который за это получает зарплату. Студент может сделать отличный диплом чисто "для себя", чтобы было чем гордиться. Или же как вариант включит его в свое резюме. Но учебные проекты всегда далеки от реальных задач, будь это разворачивание\администрирование СКС или проектирование\программирование чего либо... В здравом уме никто не доверит непуганному идиоту только что выпустившемуся, еще вчера беззаботному студенту с глазами по 6 копеек, серьезную задачу по проектированию, например, сети фирмы, админский\доступ на изменение и запись к критичным базам данных или разработку архитектуры проекта который будет приносить основной доход фирме. Исключения, конечно, есть, когда человек действительно что-то знает или умеет "вертеться". Тут неприятно и одновременно смешно выглядят балаболы, которые с гордо задранным носом понтуются своими "знаниями предметной области", но потом сидят и продают телефоны или "эникеят" сетку из 10 компов и одного свича. Самое интересное, что университет как раз и учит тому самому умению "вертеться", только не все это понимают. А с голыми теоретическими знаниями "почти ничего обо всем плюс немного глубже по диплому" и глубокой проработкой чистоты эксперимента в пояснительной записке все равно далеко не уедешь.

Re: Свои 5 копеек

на любой работе, а ВУЗ - это тоже работа, есть свои требования. К диплому (нормальному) тоже есть свои требования. Сделай - и получи. Все честно. А кто ноет, что это никому не надо, так что вы делаете в ВУЗе?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account